HedgehoGoose

Посвящается Виктории Петровой

ЁЖГУСЬ

(метафизический эпос)

Настоятельно не рекомендуется для чтения
особам с несформированным мировоззрением.

Вместо предисловия

Понятия, полностью соответствующие нашим, написаны обычным шрифтом. Значения некоторых из них приводятся в СЛОВАРЕ. Понятия, не полностью соответствующие нашим, или же полностью несоответствующие, написаны прописными буквами. Значение каждого из них есть в ГЛОССАРИИ. После слова даются наиболее употребительные выражения, пословицы, поговорки, содержащие это слово (ежели таковые имеются).

Глава 1 

ЁЖ И ГУСЬ

Самый страшный зверь в ЛЕСУ это ЁЖ. Бесшумно пробирается он по ЛЕСУ, выслеживая добычу. Заслышав его грозное пыхтение, ТИГРЫ и ЛЬВЫ трясутся от страха в своих норах. Горе тому, кто встанет на пути у ЕЖА. Грозно фыркая, ЁЖ сворачивается в клубок и бросается на противника, растопырив иглы, которые по остроте и твердости превосходят стальные. Поразив врага, ЁЖ разворачивается и в ярости разрывает его на части, пожирая ещё дымящиеся останки. Все в ЛЕСУ боятся ЕЖА, кроме ГУСЯ.

Когда ГУСЬ идет к ПРУДУ, переступая своими красными перепончатыми лапами, он может ненароком раздавить целое семейство ЕЖЕЙ и даже не заметит этого. Заслышав грозное гоготанье и хлопанье крыльев, БЕГЕМОТЫ и КРОКОДИЛЫ в ужасе зарываются в вонючий ил. Одним взмахом клюва ГУСЬ может запросто рассечь надвое КИТА. Когда ГУСЬ с высоты своего полета замечает добычу, он камнем бросается на неё, и несчастному нет спасения. Боевой наклювник ГУСЯ состоит из нескольких дюжин ЕЖИНЫХ шкурок. Все в ЛЕСУ боятся ГУСЯ, кроме ЕЖА.

Охота на ГУСЯ – лучшее развлечение молодых ЕЖЕЙ. Каждый из них имеет ожерелье из ГУСИНЫХ клювов, которое служит доказательством доблести и силы. Почувствовав приближение ЕЖА, ГУСЬ в страхе уплывает на самую середину ПРУДА.

Лучшим свадебным подарком у ГУСЕЙ считается ЁЖ.

Лучшим свадебным подарком у ЕЖЕЙ считается ГУСЬ.

Просыпаясь утром, ЁЖ громко пыхтит. Просыпаясь утром, ГУСЬ громко гогочет. Ежели, проснувшись утром, ГУСЬ слышит пыхтенье ЕЖА, то он считает день потерянным, уплывает на самую середину ПРУДА и не выходит на берег до позднего вечера. Ежели, проснувшись утром, ЁЖ слышит гоготанье ГУСЯ, то забирается в самую глубину своего логова, считает день потерянным и носа не показывает до наступления темноты. Зачастую ЁЖ и ГУСЬ утром кричат одновременно и тогда оба целый день не вылезают из своих убежищ.

Когда ЁЖ играет в гольф, в качестве клюшки он использует обязательно ГУСЯ.

Когда ГУСЬ играет в футбол, в качестве мяча используется обязательно ЁЖ.

Когда ЁЖ и ГУСЬ играют в хоккей, в качестве шайбы используется КРАБ.

Зимой, когда ПРУД замерзает, ГУСЮ негде прятаться от ЕЖА, и он улетает в теплые края.

Днем, когда ГУСЬ с высоты своего полета легко может обнаружить ЕЖА, тот носа не высовывает из берлоги, поэтому ЕЖУ приходится охотиться по ночам.

Рассказывают также, что один ГУСЬ был избран ПАПОЙ РИМСКИМ. Из-за того, что его предки, якобы, спасли Рим.

Рукавицы, в которых ЁЖ ходит зимой, имеют огромную ценность, так как с их помощью можно держать в повиновении целые страны.

ГУСЬ очень хорош собой.

ЁЖ чрезвычайно понятлив.

ГУСЬ ЕЖУ не товарищ.

ЁЖ немыслимо колюч.

ГУСЕЙ (ЕЖЕЙ) бояться – на ПРУД (в ЛЕС) не ходить.

Многие хотят стать ЕЖАМИ, особенно когда холодно. Для этого они ёжатся. (В далёких восточных странах таких людей называют ЙОГАМИ.)

Все остальные на морозе пытаются стать хотя бы внешне похожими на ГУСЯ, поэтому его кожа очень дорога. Кроме того, она не промокает, так как вода с неё скатывается.

Ежевика названа так в честь ЕЖА, а крыжовник – в честь ГУСЯ.

Гусары названы так в честь ГУСЯ.

Баба Яга является дальней родственницей ЕЖА.

Самый популярный вид спорта у ГУСЕЙ – специально разработанная система ходьбы.

Пробираясь по ЛЕСУ, ЁЖ громко пыхтит, и ГУСИ в страхе улетают. Пробираясь по ЛЕСУ, ГУСЬ гогочет жутким голосом. От этого шума вековые деревья вырывает с корнем, а ЕЖИ в ужасе разбегаются. Но ежели уж ГУСЬ и ЁЖ встречаются, не миновать ужасной битвы. Сцепившись, они катаются по земле, сметая все на своем пути. Редко кому удавалось увидеть поединок ГУСЯ и ЕЖА и остаться в живых.

Ежели ГУСЯТА просят рассказать страшную сказку, ГУСЬ рассказывает им про ЕЖА.

Когда ЕЖАТА плохо себя ведут, ЁЖ пугает их ГУСЁМ. Он говорит: "Ежели будете плохо себя вести, придет ГУСЬ и утащит на самую середину ПРУДА".

Когда идешь в ЛЕС, обязательно бери с собой ГУСЯ, дабы избежать опасности от нападения ЕЖЕЙ.

А когда направляешься на ПРУД, непременно возьми ЕЖА, чтобы не погибнуть безвременно из-за живущих там ГУСЕЙ.

Без труда не выманишь и ГУСЯ из ПРУДА.

Одним ГУСЁМ поля не вытопчешь, одним ЕЖОМ не вспашешь.

Лучше ГУСЬ в небе, чем ЁЖ в руках.

ЛЕБЕДЬ – это ещё не ГУСЬ, ДИКОБРАЗ – это ещё не ЁЖ.

Глава 2 

УКРОП

Все вы конечно же видели укроп. Но, наверное, никто не думает хорошо про укроп. Кое-кто даже отзывается о нём пренебрежительно, считая его травой, не годной ни на что кроме, разве что, приправы для картошки.

На самом деле наш укроп произошел от УКРОПА, который растет в далеких странах. Там круглый год жара. Там УКРОП это огромные деревья высотой под 3000 локтей. Наши северные УКРОПЫ тоже могли бы быть такими и ни в чём не уступать своим южным собратьям, но укроп не выносит холода. На юге же УКРОПЫ превосходят величием даже БАОБАБЫ и живут до 2000 лет. Обычно УКРОПЫ растут в оазисах по одиночке, так как очень любят СОЛНЦЕ, но иногда встречаются и целые УКРОПОВЫЕ ЛЕСА. УКРОПЫ часто достигают 150 обхватов.

Нежная зелень УКРОПА – самый дорогой деликатес и изысканное блюдо. Особые люди, называемые уважительно "ЛАЗАЛЬЩИКИ‑за‑УКРОПОМ", добывают это блюдо с риском для жизни.

Каждое утро ЛАЗАЛЬЩИКИ‑за‑УКРОПОМ встают с восходом СОЛНЦА, надевают когти, сделанные из игл ЕЖА, и начинают лезть на ствол УКРОПА. К полудню они добираются до разветвляющихся ветвей и приступают к самой опасной части работы. Нужно по самым тонким ветвям долезть до сочной мягкой зелени и, отрезав её, вернуться. Зачастую ветви не выдерживают, и ЛАЗАЛЬЩИК срывается вниз. Прежде чем разбиться, несчастный неудачник много раз успевает прочесть молитву. Правда, иногда ЛАЗАЛЬЩИКУ может повезти, ежели его спасут гигантские ГУСИ, которые гнездятся на УКРОПАХ. Поэтому ЛАЗАЛЬЩИКИ никогда не разоряют ГУСИНЫХ ГНЁЗД и не причиняют им вреда.

Те же ЛАЗАЛЬЩИКИ, которым повезло и которые не сорвались и остались живы, к наступлению темноты возвращаются домой.

ЛАЗАЛЬЩИК‑за‑УКРОПОМ – самая опасная и почетная профессия. Даже ежели ЛАЗАЛЬЩИК и не сорвался с УКРОПА, а умер в своей постели, чего, кстати сказать, почти никогда не бывает, он все равно становится народным героем, а его имя высекают золотыми буквами на особых каменных плитах.

Следует заметить, что ремесло ЛАЗАЛЬЩИКА наследственное. Оно существует в семейных кланах и передаётся от отцов к сыновьям. Посторонние же почти никогда не допускаются.

Севернее, где УКРОПЫ растут ЛЕСАМИ, они являются любимым блюдом ЕЖЕЙ и ГУСЕЙ. Они выискивают молодые побеги и поедают их с большим удовольствием. Обычно битвы ЕЖА и ГУСЯ происходят из-за того, что они не могут поделить УКРОП.

Глава 3 

КРАБ И ЛАНГУСТ

Лучший друг КРАБА – ЛАНГУСТ, а лучший друг ЛАНГУСТА – КРАБ. Правда некоторые злопыхатели поговаривают, что лучший друг КРАБА это КРАБ, а ЛАНГУСТА – ЛАНГУСТ, но это неправда, сплетни, измышления и досужие домыслы.

ЛАНГУСТЫ – очень странные типы. Частенько они собираются вместе, выстраиваются в колонну и бегут, бегут куда-то все ночи напролет. Днём же – отдыхают, спрятавшись в каком-нибудь укрытии, так что наружу торчат лишь непомерной длины усы.

Ежели увидите колонну бегущих по дну лангустов, немедленно убирайтесь прочь. Они ненароком могут подумать, что вы хотите помешать им, или, того хуже, обогнать их. Тогда последний из колонны, в ярости от такого нахальства шевеля огромными усами, нападет на вас, а кому охота иметь дело с разъярённым ЛАНГУСТОМ.

Когда же в путешествия отправляются КРАБЫ, они никогда не строятся в колонны, а валят толпой. Из-за этого случается множество всяких неприятностей. Например, выясняется, что в дороге кого-то потеряли. В толчее обязательно кому-нибудь отдавят ногу или оторвут клешню. К счастью, вместо поврежденных конечностей очень быстро отрастают новые.

Многие местные племена этим пользуются. Они ловят краба и сажают в специальный загон. Потом его кормят МОРСКОЙ КАПУСТОЙ и УКРОПОМ. Каждый праздник КРАБУ отрывают клешню и готовят еду для всего племени на целую неделю. К следующему празднику клешня отрастёт снова (кстати сказать, праздники у этих племён случаются весьма часто). Правда, через несколько лет КРАБ отъедается настолько, что разламывает загон и убегает в море. Тогда приходится ловить нового, а это дело трудное и опасное.

У местных племен даже есть поговорка на этот счёт. В переводе она звучит как ДЕРЖИ КРАБА, смысл же примерно соответствует нашему ИЩИ ВЕТРА В ПОЛЕ.

Глава 4 

ЧЕРЕПАХИ

Как известно, ЧЕРЕПАХИ живут как на суше, так и в океане. ЛАНГУСТЫ же живут только в океане и бегают по дну. КРАБЫ тоже бегают по дну, но частенько выбираются на берег в поисках УКРОПА, КОКОСОВЫХ ОРЕХОВ и другой еды.

ЧЕРЕПАХИ бывают двух видов. Одни – МОРСКИЕ – всю жизнь живут в океане и лишь иногда выходят на берег. Другие же всегда живут на суше и в море никогда не бывают.

СУХОПУТНЫЕ ЧЕРЕПАХИ питаются УКРОПОМ, травой, КОКОСОВЫМИ ОРЕХАМИ и всякой прочей растительной пищей. Что едят МОРСКИЕ ЧЕРЕПАХИ совершенно непонятно, впрочем, кое-кто говорит, что они едят УКРОП, растущий в море.

Каждой весной самцы СУХОПУТНЫХ ЧЕРЕПАХ устраивают брачные бои, отличающиеся большой жестокостью. Сначала противники долго ходят, яростно глядя друг на друга, потом начинается схватка. Соперники стараются подсунуть друг под друга нос и перевернуть противника на спину. После этого бой кончается, так как лежащий на спине боец уже не может перевернуться брюхом вниз самостоятельно и умирает от голода и жажды. Поэтому всё побережье и материк усеяны лежащими на спине панцирями поверженных черепах. Они очень прочны и лежат до полного разрушения многие тысячи лет. Только ветер свистит, обдувая эти остатки былой мощи и навевая ужасные и тоскливые мысли на редких случайных путников.

МОРСКИЕ ЧЕРЕПАХИ тоже устраивают брачные бои, в ходе которых победитель переворачивает побеждённого брюхом вверх, но тут это кончается не так трагически, так как побеждённый всего лишь уплывает опозоренный. Но стремление перевернуть противника неопровержимо доказывает, что СУХОПУТНЫЕ и МОРСКИЕ ЧЕРЕПАХИ близкие родственники.

Рассказывают даже, что вначале все ЧЕРЕПАХИ были СУХОПУТНЫМИ, но однажды, во время брачного турнира на высоком скалистом берегу, один из соперников оступился и упал в море, но успел перед этим перевернуть противника на спину. ЧЕРЕПАХА, из-за которой происходил этот турнир, не смогла перенести разлуки с любимым и тоже бросилась в море. Все остальные стоящие на берегу ЧЕРЕПАХИ думали, что несчастные влюблённые погибли в морской пучине, но судьба оказалась к ним милостива, и они остались живы.

Позднее они даже нашли место, где могли бы выбраться на берег, но так полюбили море, что решили не возвращаться на сушу. Поэтому МОРСКИЕ ЧЕРЕПАХИ выходят на берег лишь на один день в году, когда откладывают яйца в горячий прибрежный песок. После этого они долгое время плавают у берега и ждут, пока вылупившиеся черепашата выберутся из скорлупы и добегут до моря. После этого счастливая семья снова уплывает в морские глубины.

В память о том, как часть черепашьего рода перебралась жить в море, была сложена песнь.

Сошествие в море

(Черепашья песнь)

Вновь пришла весна на берег, вновь расцвёл УКРОП высокий. Снова, снова всем героям выходить на смертный бой. На крутой, скалистый берег, на огромные утёсы, вышли два бойца великих.

Вот один, как медь сверкает, слепит блеск его, как солнце, его ноги, как колонны, как стволы УКРОПОВ древних.

Вот другой, как ночь он чёрен, твёрже камня его панцирь, нос его, как плуг могучий, из песка, земли, из грунта сосны с корнем вырывает.

Вот они пошли кругами, друг на друга глядя грозно.

В этот бой они вступили из-за той, чей панцирь светел, как янтарь блестит на солнце, на просвет почти прозрачен.

Вот бойцы подходят ближе, в бок друг другу носом бьются, и от яростных ударов шум стоит над побережьем, словно гром гремит над морем.

Чёрный с топотом и рёвом нос под Медного подсунул и, упёршись в грунт ногами, опрокинул уж почти! Но ведь Медный – витязь грозный, воин опытный, умелый, устоял на этот раз.

Вдруг, упёршись в грунт ногами и напрягшись, словно сосны, изгибаемые ветром, Медный Чёрного под панцирь мощным носом поддевает. И с могучим громким рёвом, с криком яростным и диким он противника на спину повергает без задержки!

И над пропастью, над бездной, на краю утёса самом, гордо нос поднявши к небу, издаёт победный клич. Он в бою добыл победу, он могуч, силён и славен, и Янтарная по праву станет для него супругой, навсегда, до самой смерти.

Вдруг над тихим побережьем, над широким полем битвы треск и скрежет зазвучал. И раздался страшный грохот, и счастливый победитель вместе с каменным утёсом в море бурное упал. Видно от шагов могучих и от яростного крика откололась от утёса та скала, где после боя он, задумавшись, стоял.

И Янтарная, увидев, что за бедствие случилось, к краю подойдя обрыва, тоже бросилась в пучину вслед за мужем за любимым.

Все, стоявшие на бреге, все, глядевшие на битву, хором стон издали скорбный, плач о Медном и Янтарной, тех, которых даже смерти разлучить не суждено.

Но Янтарная и Медный не погибли в бездне моря. Их спасла любовь от смерти. Вскоре плавать научившись, стали жить они в пучине, где неярок солнца свет. И они, и их потомки с той поры живут лишь в море, в море тихом и глубоком, в море яростном и грозном, изумрудном и свинцовом, и мерцающем в ночи.

И на день в году один лишь им дано на берег выйти, лишь тогда, когда над миром самый яркий солнца свет. И тогда увидеть можно, как в его сияет свете медью, янтарём и златом их могучая броня.

Так всегда бывало в мире, так же будет и вовеки: победителям – победа, побеждённым – мрак и смерть.

Глава 5 

КОКОСОВЫЕ ОРЕХИ

Многие обитатели континентов и островов помимо УКРОПА используют в пищу КОКОСОВЫЕ ОРЕХИ.

КОКОСЫ растут на особых КОКОСОВЫХ ПАЛЬМАХ. Созревшие КОКОСЫ падают в море и разносятся волнами по всему свету. Когда ОРЕХ прибивает к земле, он прорастает, и появляется новая КОКОСОВАЯ ПАЛЬМА. Казалось бы, что КОКОСОВЫЕ ПАЛЬМЫ должны расти только на самом побережье. Тем не менее, целые рощи КОКОСОВЫХ ПАЛЬМ можно встретить и довольно далеко от берега, и даже высоко в горах.

Всё дело тут в КРАБАХ. КОКОСЫ – одно из любимейших блюд КРАБОВ (после УКРОПА конечно), но в пищу можно использовать только те КОКОСЫ, которые уже созрели, но ещё не упали с дерева. Происходит это из-за того, что недозрелые КОКОСЫ есть просто невозможно, а у упавших скорлупа настолько тверда, что расколоть её может разве что ГУСЬ своим клювом.

КРАБЫ любовно ухаживают за КОКОСОВЫМИ ПАЛЬМАМИ, подбирают упавшие орехи и сажают их в землю. Кроме того, многие КОКОСОВЫЕ ОРЕХИ, упавшие в море, плавают слишком долго, сильно намокают и тонут. КРАБЫ не могут стерпеть, что столько еды пропадает. Поэтому они часто бегают по дну огромными толпами, подбирают утонувшие КОКОСЫ, относят их на берег и сажают в землю.

КРАБЫ всё-таки морские жители и не могут находиться на суше слишком долго. Следовательно, они могли бы засадить КОКОСАМИ не очень широкую прибрежную полосу и маленькие острова. Всё дело тут в ЧЕРЕПАХАХ. ЧЕРЕПАХИ не могут, подобно КРАБАМ, залезать за ОРЕХАМИ на ПАЛЬМЫ или, как ГУСИ, колоть скорлупу клювом. Поэтому им приходится вступать с КРАБАМИ в сговор. ЧЕРЕПАХИ отвозят КРАБОВ далеко вглубь материка, где те сажают КОКОСОВЫЕ ОРЕХИ, а потом отвозят их обратно к морю. За это КРАБЫ кормят ЧЕРЕПАХ орехами. Без ЧЕРЕПАХ КРАБАМ не под силу было бы проделать столь долгий путь по суше, да ещё с тяжёлым грузом КОКОСОВЫХ ОРЕХОВ. Поэтому часто можно видеть следующую картину: от моря вглубь материка величественно вышагивает ЧЕРЕПАХА, а вся её спина усеяна крабами, каждый из которых едва виден из-под КОКОСОВОГО ОРЕХА, который он крепко держит обеими клешнями.

Ежели же КРАБОВ поблизости нет, а ЧЕРЕПАХЕ хочется полакомиться КОКОСОМ, она может применить более быстрый, но куда более опасный метод. Сначала ЧЕРЕПАХА должна вырыть глубокую нору, а потом сложить рядом огромную гору КОКОСОВЫХ ОРЕХОВ - паданцев. После этого ЧЕРЕПАХЕ следует лечь на самую вершину горы ОРЕХОВ и терпеливо ждать. Вскоре какой-нибудь пролетающий мимо ГУСЬ замечает ЧЕРЕПАХУ, и, желая полакомиться вкусным мясом, спускается вниз. Тут ЧЕРЕПАХЕ следует очень быстро спрятаться в нору. ГУСЬ, не найдя ЧЕРЕПАХИ, в ярости разбивает ОРЕХИ клювом и улетает. Тут-то ЧЕРЕПАХА может вылезти из убежища и спокойно приступать к обильной трапезе.

У КРАБОВ нет таких проблем. Ежели КРАБ хочет полакомиться ОРЕХОМ, он забирается на ближайшую ПАЛЬМУ, острыми, как ГУСИНЫЙ клюв, клешнями срезает ОРЕХ, и тот падает на землю. После этого КРАБ спускается, вскрывает ещё не затвердевшую скорлупу и ест сколько захочет.

ЛАНГУСТЫ никогда не выходят на сушу, но тоже очень любят КОКОСОВЫЕ ОРЕХИ. Но так как лучший друг ЛАНГУСТА – КРАБ, а КРАБА – ЛАНГУСТ, КРАБЫ всегда приносят ЛАНГУСТАМ ОРЕХОВ из своих наземных похождений.

Глава 6 

КРОКОДИЛ

Обычно, когда поблизости нет ГУСЕЙ или ЕЖЕЙ, КРОКОДИЛ плавает по великой реке НИЛ, набив брюхо сырыми РАКАМИ. Крокодилы очень ценятся из-за своей шкуры, которую туземцы используют для изготовления барабанов. Ловля КРОКОДИЛА происходит так:

В засаде на берегу садится несколько человек с верёвками из пальмовой коры в руках. Потом над водой подвешивают бревно и сверху на него кладут РАКА. Заметив РАКА, КРОКОДИЛ подплывает, выпрыгивает из воды и впивается зубами в бревно. В этот момент охотники бросаются к нему, и один из них хватает КРОКОДИЛА за морду так, чтобы тот не мог раскрыть рот. (Сделать это несложно, так как мышцы, раскрывающие рот у КРОКОДИЛА гораздо слабее, чем те, которые рот закрывают.) В этот момент остальные охотники обвязывают верёвками крокодилью пасть и привязывают его к бревну. После этого пойманного КРОКОДИЛА легко несут за бревно туда, куда нужно.

Ежели вы очень бесстрашный ЁЖ, то вы можете позабавить себя интересным зрелищем. КРОКОДИЛЫ вообще бегают очень быстро. Но только в одном случае они бегают галопом: когда на водопой идут СЛОНЫ. Говорят, что зрелище незабываемое.

Глава 7 

ОРОЙ-БУУРАЙ

Говорят, высоко прыгает ОРОЙ-БУУРАЙ. Это всё, что известно нам об ОРОЙ-БУУРАЕ, так как близко его никто не видел.

Глава 8 

ПУТЕШЕСТВЕННИК

Рассказывают также о человеке, который видел много такого, чего простому смертному видеть не дано. Он дважды был свидетелем битвы ГУСЯ с ЕЖОМ (и остался при этом целым и невредимым), а также бой МАНУЛА с ВОМБАТОМ. Некоторые даже утверждают, что ему довелось глянуть с КРАЯ СВЕТА в ПРЕДВЕЧНЫЙ ОКЕАН.

Да, щедра была к нему судьба, и, быть может, поэтому скоро иссякли его силы, и состарился он раньше срока. Посему ведёт он уединённую жизнь в пещере отшельника, и местные жители даже почитают его за святого.

Многие хотят услышать историю его жизни, поэтому толпы паломников собираются ежедневно у входа в его пещеру. Ровно в полдень, когда тень самая короткая, седой как ЛУНЬ старец выходит из пещеры, тяжело опираясь на посох. Он садится на камень и начинает рассказ, который длится до захода СОЛНЦА. После он возвращается в своё жилище, а потрясённые слушатели долго ещё сидят с открытыми от удивления ртами и посеревшими от страха лицами. Только к рассвету приходят они в себя и спешат убраться восвояси. Лишь отчаянные смельчаки в силах слушать рассказ несколько дней подряд.

Глава 9 

ОРАНГУТАН

Большинство людей называет ОРАНГУТАНА ОРАНГУТАНГОМ, что, конечно же, совершенно неправильно. На языке племён, живущих там же, где и ОРАНГУТАНЫ, ОРАНГ обозначает ЛЕС, а УТАН – человек. Таким образом ОРАНГУТАН переводится всего лишь как ЛЕСНОЙ ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК, живущий в ЛЕСУ. УТАНГ же означает – плохой человек. То есть ОРАНГУТАНГ – ПЛОХОЙ ЛЕСНОЙ ЧЕЛОВЕК, или ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК, живущий в ЛЕСУ. АБОРИГЕНЫ вкладывают в это слово и другое значение – ЗЛОЙ ЛЕСНОЙ ДУХ. Поэтому никогда не следует называть ОРАНГУТАНА ОРАНГУТАНГОМ.

Глава 10 

СОТВОРЕНИЕ МИРА

Вначале не было ничего, кроме ТВОРЦА. И вот решил ОН сотворить что-нибудь, достойное ЕГО. И ОН создал ВОЗДУХ. Потом создал ПРЕДВЕЧНЫЙ ОКЕАН. После ЗЕМЛЮ. Потом ОН подумал: "Кто же будет жить на этой ЗЕМЛЕ" и начал создавать живущих. Сперва ОН разъял НИЧТО, и получились ЁЖ и ГУСЬ, и следовало им и потомкам их населить ЗЕМЛЮ и ВОЗДУХ и заполнить тишину шелестом крыл и топотом ног. И повелел ОН, дабы ЁЖ был главой всех зверей и повелителем суши, а ГУСЬ – главой всех птиц и повелителем ВОЗДУХА. Потом создал он КИТА, дабы не пустовали глубины вод, и назначил его главой над его родом. После ТВОРЕЦ подумал: "Ужели так и жить детям моим во тьме?" и создал СВЕТ, и воплотил его в СОЛНЦЕ, ЛУНЕ, МЕСЯЦЕ, ЗВЁЗДАХ и ещё в некоторых других творениях. И немногие из них нам известны. Позаботился ОН и о том, чтоб создания ЕГО не испытывали ни в чём нужды, и создал РАКА, ОРОЙ-БУУРАЯ и МЫША, дабы служили они им пищей, а также УКРОП, дабы служил пищей всем прочим, а сам питался лишь СВЕТОМ. После создал ОН человека и, дабы не возгордился тот, создал ОРАНГУТАНА. Потом создал ОН КОТА, ПСА и СЛОНА, дабы служили человеку. И многих других создал ОН ещё. После собрал их всех и сказал: "Я сотворил вас, и всё что вокруг вас, и всё, что в душе у вас. И всё, что хотел, вложил в вас. Но вам вручаю и власть над жизнью вашей". А после удалился и погрузился в думы.

Глава 11 

СВЕТИЛА НЕБЕСНЫЕ

ЗВЁЗДЫ – это ни что иное, как огромные серебряные ЕЖИ, ходящие по небосводу. Звёзды не могут упасть, просто иногда у небесных ЕЖЕЙ отламываются кончики игл и падают на ЗЕМЛЮ. Именно поэтому можно найти куски серебра в том месте, куда, как говорится, упала звезда.

ЛУНА – это тоже большой серебряный ЁЖ. Жители одних стран утверждают, что в пятнах на луне можно различить дракона, другие же говорят, что пантеру, приготовившуюся к прыжку, а третьи вообще считают, что там видно чьё-то лицо. На самом деле, ежели приглядеться, то эти пятна нельзя принять ни за что иное, кроме как за мордочку глядящего на нас ЕЖА.

СОЛНЦЕ – это золотой ГУСЬ. Каждое утро он выныривает из ПРЕДВЕЧНОГО ОКЕАНА, чтобы, расправив сияющие крылья, взлететь над миром и светить всем. Каждый вечер ГУСЬ ныряет обратно и всю ночь плывёт в глубине, под нашей ЗЕМЛЁЮ, чтобы на следующее утро снова взмыть в небо. Иногда у ГУСЯ выпадает перо. Оно долго падает и сильно раскаляется. Зачастую перо сгорает совсем, так и не долетев до земли. Люди же говорят, что пролетела комета. Пока ГУСЬ плывёт ночью под водой, случается, что к нему прилипает тина. Тогда говорят, что на СОЛНЦЕ видны пятна.

Глава 12 

ПОВЕЛИТЕЛЬ ТЬМЫ

Когда ТВОРЕЦ создавал СВЕТ, удалил он из части пространства ТЬМУ, скомкал и выбросил далеко. Из этой-то тьмы и родился ПОВЕЛИТЕЛЬ ТЬМЫ, и возжаждал могущества, большего, чем у ТВОРЦА. Но, не имея возможности обрести это могущество, проник в тайне от всех в МИР, дабы вершить то, к чему стремился. И создал злобных ТВАРЕЙ многих, и злых ДУХОВ, и ОРАНГУТАНГА. И цель его – погрузить всё во ТЬМУ, дабы вернуть к началу, когда ТЬМОЙ было объято всё, кроме ТВОРЦА. Видел ТВОРЕЦ все потуги его, но лишь усмехнулся: "Не стану я повергать тебя сам, ибо создал Я всё и с целью повергнуть тебя". Вот и тщится ПОВЕЛИТЕЛЬ ТЬМЫ переделать МИР, покуда не пришёл его срок.

Глава 13 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ

РОД ЁЖА: Многие звери земные ведут свой род от ЕЖА. ЁЖ же среди них самый могучий, и повелевает он всеми зверями и всею сушей. Из его рода происходят ДИКОБРАЗ и МОРСКОЙ ЁЖ.

РОД ГУСЯ: Все птицы небесные ведут свой род от ГУСЯ. ГУСЬ же среди них самый могучий, и повелевает он всеми птицами и всем воздухом. Из его рода происходят СОВА и ДЯТЕЛ, СТРАУС и ПТИЦА КИВИ.

РОД КИТА: Все рыбы морские ведут свой род от КИТА. КИТ же среди них самый могучий, и повелевает он всеми рыбами и всеми глубинами вод. Из его рода происходят ФОРЕЛЬ и ЁРШ.

РОД РАКА: Все гады морские ведут свой род от РАКА. КРАБ и ЛАНГУСТ тоже принадлежат к его роду.

РОД ОРОЙ-БУУРАЯ: Из РОДА ОРОЙ-БУУРАЯ произошли ЖУК-БОМБАРДИР и БОГОМОЛ.

РОД МЫША: Из рода МЫША произошли КРЫСА и МАНГУСТ.

РОД КОТА: Одним из первых ТВОРЕЦ создал КОТА. Славен род его. И ТИГР, и ЛЕВ, и МАНУЛ происходят из рода КОТА.

РОД ПСА: Из рода ПСА происходят ВОЛК и ШАКАЛ.

РОД СЛОНА: Из рода СЛОНА происходят МАМОНТ и МОРСКОЙ СЛОН.

РОД ПАНДЫ: Из рода ПАНДЫ произошли все МЕДВЕДИ: и БЕЛЫЕ, и ЧЁРНЫЕ, и БУРЫЕ, и СЕРЫЕ (ГРИЗЛИ), и даже ГИМАЛАЙСКИЕ.

РОД ОРАНГУТАНА: Все обезьяны принадлежат к роду ОРАНГУТАНА.

РОД КРОКОДИЛА: Из рода КРОКОДИЛА происходят АЛЛИГАТОР, ЧЕРЕПАХИ, ЗМЕИ, БРОНЕНОСЦЫ, ЖАБЫ, ЛЯГУШКИ и, возможно, даже ДРАКОНЫ.

Глава 14 

ТВАРИ И ДУХИ

Много вредных ТВАРЕЙ и злых ДУХОВ сотворил ПОВЕЛИТЕЛЬ ТЬМЫ, много и других живущих обратил он на свою сторону, но самый страшный и опасный из них – ОРАНГУТАНГ, которого называют иногда просто УТАНГОМ.

Глава 15 

ТИГР И ПАНДА

ПАНДЫ живут в БАМБУКОВЫХ ЛЕСАХ. Всю свою жизнь они проводят на БАМБУКАХ. Едят ПАНДЫ БАМБУКОВЫЙ МЁД. ТИГРЫ тоже живут в БАМБУКОВЫХ ЛЕСАХ, это просто ТИГРЫ. Есть ещё ТИГРЫ, которые живут в ТАЙГЕ, это так называемые УССУРИЙСКИЕ ТИГРЫ. Чем, кроме места обитания, они отличаются от просто ТИГРОВ никто объяснить не может.

ТИГРЫ питаются в основном ПАНДАМИ, так как БАМБУК есть не могут. Охота на ПАНДУ очень сложна, потому что он чрезвычайно редко спускается на землю. (Только тогда, когда МЁД на БАМБУКЕ кончается, и, чтобы не умереть с голоду, надо перебираться на другой.) Поэтому ПАНД гораздо больше, чем ТИГРОВ.

ТИГР прекрасно приспособлен к охоте на ПАНД. Он весь с ног до головы покрыт оранжевыми (или жёлтыми) и чёрными полосками. Поэтому, когда ТИГР прячется в БАМБУКЕ, его совершенно не видно. Пользуясь этим ТИГР устраивает засады. ПАНДА же – чёрно-белый, и ТИГРУ его отлично видно.

Охота на ПАНДУ происходит так. ТИГР ходит по БАМБУКОВОМУ ЛЕСУ вглядываясь в вершины БАМБУКОВ и ищет ПАНДУ. Заметив его, ТИГР ложится в засаду и ждёт. Через несколько дней, а иногда и через неделю, ПАНДА съедает весь МЁД и спускается вниз, чтобы влезть на соседний БАМБУК. В этот момент ТИГР бросается на ПАНДУ из засады и, ежели тот не успевает залезть на БАМБУК, ловит его и съедает.

Следует заметить, что от начала охоты и до поимки ПАНДЫ ТИГР ничего не ест. Может быть поэтому часть ТИГРОВ переселилась в ТАЙГУ и охотится там на ОЛЕНЕЙ, ЛОСЕЙ и другую дичь.

Откуда у ТИГРА полоски и почему ПАНДА чёрно-белый

(притча)

Рассказывают, что раньше и ТИГР, и ПАНДА оба были чёрными. Но вот однажды, увидев это, ТВОРЕЦ решил как-нибудь их перекрасить для разнообразия. И захотел он покрасить тигра в рыжий цвет, а панду – в белый. Взял вёдра с краской, поставил обоих на солнцепёке и стал красить. А после наказал постоять на солнышке ещё, чтобы краска как следует высохла.

Но ПАНДА не выдержал, пошёл в лес, залез на БАМБУК и приступил к завтраку. При этом он так вымазался БАМБУКОВЫМ МЁДОМ, что ему пришлось мыться в ближайшей речке. Из-за этого часть краски смылась.

ТИГР же отправился в БАМБУКОВЫЙ ЛЕС выслеживать ПАНДУ. Ему пришлось продираться через такие густые заросли, что краска со шкуры стёрлась полосами.

К вечеру ТВОРЕЦ пришёл посмотреть что вышло и увидел, что ПАНДА весь покрыт белыми пятнами. Там же где краска смылась шкура такая же чёрная, как и раньше. ТИГР же весь в рыжих полосках. А там, где краска стёрлась, шкура опять чёрная. Усмехнулся ТВОРЕЦ и сказал: "Отныне быть вам такими во веки веков".

С тех пор ТИГР и ПАНДА такие, какими мы их видим сейчас.

Глава 16 

Реальное положение вещей находит отражение в религиозных культах большинства примитивных племён. Несмотря на то, что общение с ТВОРЦОМ для большинства людей МИРА в ЭТОЙ ЖИЗНИ невозможно, эти культы достаточно правильно, хотя сильно упрощённо, отражают ситуацию. Вероятнее всего, знания, передаваемые из поколения в поколение и проистекающие, по всей видимости, от протолюдей, постепенно всё более и более искажались, непонятные фрагменты адаптировались к конкретным условиям жизни данного племени, многое упрощалось, и, конечно же, обрастало домыслами и выдумками сказителей. Однако, отблески протознания всё же прослеживаются даже в культах племён, находящихся на самых низких ступенях развития.

Миф о сотворении человека

(из преданий племени ТУКА-МООКА)

Рассказывают, что однажды Араакан (дословно Великий Гончар, т.е. ТВОРЕЦ) решил сделать что-нибудь особенное. И пришло Ему в голову слепить на этот раз человека.

Он набрал глины, замесил её и стал думать, чего бы ещё добавить, дабы творение было достойно Его. Сперва Он добавил земли и камня от недр Земных, дабы человек помнил, из чего он произошёл, и дабы твёрд был в намерениях своих. Потом добавил воды из ручьёв земных, дабы жизнь его была сладка и текла легко и весело. А после отломил кусочек синего неба и тоже добавил в глину, дабы чисты и высоки были помыслы его и дабы знал человек, для чего живёт он. Потом подумал Араакан, что надо бы добавить и звёзд небесных, но был ещё день. Потому пошёл Он спать, дабы скоротать время до восхода звёзд.

И вот пришла ночная тьма и Властитель Тьмы Такорратон (дословно такор – бездна, преисподняя, ратон – злой дух, т.е. злой дух из бездны). И увидел, что задумал Араакан, и решил помешать Ему. И взял Такорратон тлен, пепел, воду морскую, лёд и ночную тьму и добавил в глину, дабы знал человек, чем станет он, и чем станут плоды трудов его, и дабы была горька его жизнь, и дабы холодна была душа его, и дабы не было света в помыслах его. После Такорратон перемешал глину и со смехом вернулся в бездну, из коей прибыл.

Когда взошли звёзды, проснулся Араакан, влез на самое высокое дерево и стал собирать звёзды в большую корзину. После Он спустился вниз и собрался было высыпать звёзды в глину, но вдруг заметил, что с ней что-то не так, а приглядевшись, понял, что сделал Такорратон. И мрачно стало лицо Его.

Что ж, – сказал Араакан, – теперь понял Я, зачем затеял Я эту работу. Он поставил корзину на землю, открыл её, произнёс СЛОВО и высыпал звёзды в глину. А после начал лепить человеков и так трудился до самого утра. Когда же взошло СОЛНЦЕ, обрели жизнь творения рук Его и стали жить в ПОДНЕБЕСНОМ МИРЕ.

Но всё, что попало в глину досталось людям не поровну. И над некоторыми из них властвует Дух Бездны, ибо есть в них часть его, но каждый может исторгнуть её из себя, ибо на всех нас Благословение Творца и Свет Его.

Глава 17 

СОВА И ДЯТЕЛ

СОВА днём спит, а ночью летает по лесу и громко ухает. Этим она обычно будит ДЯТЛА. ДЯТЕЛ же спит ночью, а днём садится на какое-нибудь дерево и стучит не переставая. Из-за этого стука СОВА всё время просыпается. Отсюда происходит присказка КОГДА СОВА К ДЯТЛУ СВАТАТЬСЯ ПРИДЁТ, что соответствует нашему В ДЕНЬ СВЯТОГО НИКОГДА или КОГДА РАК НА ГОРЕ СВИСТНЕТ.

Глава 18 

Почему МЕДВЕДИ зимой спят

Рассказывают также, что когда Творец создал зверей, птиц и рыб, он собрал их всех и приказал помогать ему в создании лика земного. Одних он отправил выравнивать русла рек, других – чистить озёра, третьих – сажать повсюду травы и цветы, кусты и деревья. Все творения Его охотно пошли исполнять данные Им поручения.

МЕДВЕДЯМ же было поручено носить снег на вершины гор, дабы те были белоснежными и, сияя в солнечных лучах, услаждали Его взор. Однако МЕДВЕДИ – звери большие и грузные. Кроме того, они устали с дороги и поэтому решили прежде чем работать немного передохнуть. МИШКИ улеглись под полуденным солнцем и, конечно же, тут же уснули.

Когда Творец пришёл проверять работу, МЕДВЕДИ всё ещё крепко спали. Творец разбудил их и, улыбнувшись, сказал: "Что ж, сони, раз вы так любите поспать, то отныне будете вы спать половину жизни своей, причём зимой, чтобы не видеть снега, который должны были перенести".

С тех пор все МЕДВЕДИ летом отъедаются, а зимой спят. Надо сказать, что наказание им назначено не очень-то суровое. Правда иногда бывает, что МЕДВЕДЯ разбудят зимой, когда он должен спать, тогда он в ярости ходит по лесу, рычит и собирает снег, чтоб отнести его на вершину горы. Не даёт ему покоя мысль о том, как его далёкие предки нарушили веление ВСЕВЫШНЕГО.

Отсюда же идёт и выражение МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА. Поэтому будьте осторожны, ежели какой-нибудь МЕДВЕДЬ предлагает вам свои услуги. Кстати именно из-за этого поссорились МЕДВЕДЬ и БУРУНДУК.

О том, как поссорились МЕДВЕДЬ и БУРУНДУК

(анекдот)

Надо сказать, что БУРУНДУК гордился своей репутацией остряка и поддерживал её по мере сил. Так вот, однажды, на званном обеде его стали представлять МЕДВЕДЮ.

– БУРУНДУК, – представился БУРУНДУК, – К вашим услугам.

– МЕДВЕДЬ, – ответил МЕДВЕДЬ, – К вашим.

Тут уж БУРУНДУК не смог сдержаться и заявил, обыгрывая расхожее выражение:

– Нет уж, спасибо, но мне бы лучше обойтись без ваших услуг.

МЕДВЕДЬ же очень обиделся, поскольку душу имел нежную и ранимую (поговаривают, что он даже заревел по-МЕДВЕЖЬИ), и с тех пор с БУРУНДУКОМ не разговаривает. Кой-кто поговаривает даже, что МЕДВЕДЬ вызывал БУРУНДУКА на дуэль, но тот не явился, хотя был вправе выбирать оружие. Так это или не так неизвестно, но, факт остаётся фактом, МЕДВЕДЬ и БУРУНДУК до сих пор не очень-то ладят.

Глава 19 

Почему ГИМАЛАЙСКИЕ МЕДВЕДИ носят шейные платки

Далеко-далеко отсюда, в самых ГИМАЛАЯХ, а может и ещё дальше, живут ГИМАЛАЙСКИЕ МЕДВЕДИ. Говорят, что раньше они были такие же, как и все остальные МЕДВЕДИ, но теперь ГИМАЛАЙСКОГО МЕДВЕДЯ можно легко отличить по шейному платку.

Давным-давно одна МЕДВЕЖЬЯ семья пришла из наших лесов в далёкую ГИМАЛАЙСКУЮ страну. Надо сказать, что страна эта находится высоко-высоко в ГИМАЛАЙСКИХ горах. Все вершины там покрыты белым-белым снегом, который так сияет на солнце, что на него даже вредно долго смотреть вблизи. Воздух там чист и свеж, облака плывут прямо под самыми ногами, а ежели забраться повыше, то далеко внизу. Вода в реках и озёрах такая прозрачная, что видно, как серебристые ФОРЕЛИ играют в камушек – их любимую игру. МЁД, который дают здешние пчёлы, такой прозрачный, что его можно даже спутать с янтарём.

Так вот, однажды в ГИМАЛАИ пришла одна МЕДВЕЖЬЯ семья и, увидев всю эту красоту, решила, что и жить здесь нужно подобающим образом. Поэтому МЕДВЕДИЦА прежде всего заставила своего МЕДВЕДЯ и всех МЕДВЕЖАТ как следует вымыться в озере, а потом взяла кусочек пролетавшего мимо облака и, разорвав его на полоски, повязала всем своим домочадцам на шеи. Так каждый из них получил шейный платок. А после строго-настрого наказала всем содержать свои шкуры в чистоте. Ежели же кто-то ленился, то по платку это сразу было всем видно.

С тех пор у каждого ГИМАЛАЙСКОГО МЕДВЕДЯ на шее красуется белый платок. Кроме того эти МЕДВЕДИ самые чистые, опрятные, аккуратные и вежливые.

Глава 20 

ФОРЕЛЬ

Любимая игра ФОРЕЛЕЙ называется «камушек». Смысл её состоит в том, что надо как можно дольше подбрасывать камушек поочерёдно то носом, то хвостом. На первый взгляд игра кажется неинтересной и, мало того, даже глупой. Но во-первых следует принять во внимание образ жизни форелей, а во-вторых не забывать о том, что только новички играют в «камушек» в спокойной воде. Не дать камушку упасть в водовороте под силу даже далеко не всякому ЛАНГУСТУ, несмотря на его длинные усы.

Глава 21 

Племя ВАЙ-ВАРИ

Одним из наиболее известных и выдающихся племён является, несомненно, племя ВАЙ-ВАРИ. Культурное наследие этого племени чрезвычайно велико и разнообразно, поэтому в канонический текст эпоса ЁЖГУСЬ входит лишь небольшая его часть.

Кто такой Хуба-Хуба

(сказка племени ВАЙ-ВАРИ)

Однажды несколько охотников племени Вай-Вари возвращались домой с охоты. Ночь застала их в пути далеко от родной деревни. Посему аманату их группы решил не идти в темноте, а остановиться на ночлег около реки на небольшой поляне прямо в джунглях. Все остальные охотники кроме аманату были молодые и ещё не очень опытные, хотя, разумеется, прошли уже обряд посвящения.

Охотники наскоро поужинали и как следует подкрепились сакава, который несли с собой в тыквенных бутылях. После чего они улеглись себе спокойненько спать и тут же уснули, так как охота была удачной и тащить добычу было весьма тяжело. Проснулись охотники неожиданно среди ночи от страшного грохота. Все вскочили, зажгли факелы и бросились к месту происшествия. Оказалось, что старый змей Шаматри-Вартуши, большой охотник до сакава, учуяв его запах, решил полакомиться. Он прополз в лагерь, пробрался мимо спящих охотников к тыквенным бутылям и принялся допивать остатки. По неловкости змей столкнул нечаянно одну из бутылей, отчего та упала на камень и разбилась. Этот-то шум и поднял всех на ноги.

Воровство сакава – тягчайший проступок. За такое злодеяние охотники совсем уж было собрались зажарить виновника на горячих камнях и съесть, но старый змей Шаматри-Вартуши взмолился о пощаде.

– О доблестные охотники, – сказал он им, – не ешьте меня, хоть я и повинен в гнусном злодействе. За это я расскажу об опасности, которая подстерегает вас в этом злосчастном месте, и которая, несомненно, послужила бы причиной вашей гибели, ежели бы я не предупредил вас о ней. Даруете ли вы мне прощение, свободу и жизнь, ежели я поведаю вам об этом?

Охотники начали было спорить, но аманату встал и сказал сурово:

– Говори, старый змей Шаматри-Вартуши, и получишь то, чего заслуживаешь.

Вот, что поведал старый змей Шаматри-Вартуши. Недавно появился в джунглях новый зверь. Никто не знает, кто он такой, а зовут его Хуба-Хуба. Живёт он вблизи берега реки. Некоторые из живущих в лесу думают, что он утанг, перебравшийся сюда жить из самой Чёрной Пещеры. Все в джунглях боятся его, и никто не приближается к этому месту из-за великого страха перед Хуба-Хуба. И сам я ни за что не приполз бы сюда, ежели бы не запах сакава и не великая жажда, которая высушила меня всего, как Солнце высушивает тыквенные бутыли.

При первом упоминании об утангах у охотников затряслись колени. Не испугался только аманату. Он объявил во всеуслышанье о прощении старому змею Шаматри-Вартуши и даже позволил тому допить остатки сакава в благодарность за предупреждение. После аманату приказал всю ночь нести дежурство, да и сам уселся у костра, решив не спать, дабы уберечь своих подопечных от беды. Охотники легли спать в великом страхе, мучаясь вопросом, кто же такой этот Хуба-Хуба, и как он на самом деле выглядит.

Вскоре первого из дежурных замучила жажда, и он пошёл к реке, чтобы напиться и таким образом избавить себя от мучений. Но только он начал пить, как услышал сильный плеск посреди реки. "Не иначе, как Хуба-Хуба плывёт ко мне, дабы утащить в Чёрную Пещеру, и от хлопанья его хвоста по воде и слышу я этот шум", – подумал охотник и бросился бежать к лагерю, оглашая джунгли криками.

Охотники в страхе вскочили и схватились за копья. Ежели бы не крик аманату, они наверняка закололи бы прибежавшего насмерть, приняв его за утанга. Дежурный был бледен, как мел. Он не слышал вопросов и повторял только, что Хуба-Хуба напал на него у реки, и что он, ударяя хвостом по воде, учинял такой плеск, какой не смогло бы произвести и столько крокодилов, сколько пальцев на руках и ногах, даже ежели бы они стучали хвостами одновременно.

Несчастного напоили сакава и уложили на кучу пальмовых листьев. Аманату назначил нового дежурного и уселся у костра, вознося молитвы великим добрым богам. "Видно Хуба-Хуба – большая рыба", – подумали все остальные и снова улеглись спать.

Через некоторое время второго дежурного одолела сильная нужда, коей он не мог уже пересилить, и, дабы облегчить свои страдания, он направился в чащу. Вдруг он услышал странный шорох и остановился. "Видно ужасный Хуба-Хуба крадётся ко мне, чтобы утащить в Чёрную Пещеру", – подумал охотник. Тут раздалось хрюканье столь громкое, что несчастный аж присел от страха, а потом, сломя голову, ринулся прямо через кусты на свет костра, истошно крича. Когда дежурный вбежал в лагерь, всё его тело было в кровь изодрано колючками.

– В чаще Хуба-Хуба напал на меня, – запинаясь сказал он, – а хрюкал он так громко, что и всё стадо свиней нашего вождя не смогло бы сравниться с ним.

Несчастного напоили сакава и уложили на кучу листьев рядом с первым. "Видно Хуба-Хуба принял теперь обличье огромного кабана", – подумали все. Аманату назначил нового дежурного, уже третьего за эту ночь, и уселся у костра, вознося молитвы Солнцу, Луне и Звёздам. Остальные легли спать, но оружие держали в руках.

К полуночи стали кончаться дрова, и третий дежурный, боясь, что Хуба-Хуба нападёт на спящий лагерь, ежели костёр погаснет, отправился пополнить запас. Вскоре он нашёл лежащее на земле сухое бревно, поднял его и направился обратно. Подойдя к пню охотник заметил, что ствол перегрызен. "О ужас, – подумал охотник, – ежели Хуба-Хуба так просто перекусил огромное дерево, что же будет со мной" и с дикими воплями понёсся к лагерю.

– В чаще Хуба-Хуба напал на меня, – дрожа всем телом сказал он. – Насилу отбился вот этим бревном, кое чудище это ужасное изгрызло до невозможности.

Охотники осмотрели бревно и увидели на нём следы зубов, конец же был перекушен.

Несчастного напоили сакава и уложили на пальмовые листья к двум другим. Видно теперь Хуба-Хуба принял облик гигантского термита, решили все. Аманату велел всем охотникам взять в руки оружие, сесть вокруг костра и возносить молитвы Бутумбе – повелителю джунглей.

Утром, когда взошло Солнце, охотники собрали лагерь и направились к реке, возглавляемые аманату. Через некоторое время они вышли на берег у места впадения одного из притоков. Тот был перегорожен плотиной из брёвен, а посреди образовавшейся запруды виднелось что-то, напоминавшее огромную кучу веток. "Видно, на самом деле Хуба-Хуба – непомерных размеров птица, – подумали все, – недаром же у него такое большое гнездо".

Вдруг вода около кучи веток забурлила. Охотники побросали оружие и кинулись в чащу. Только аманату остался. Он изо всех сил стиснул зубы, сжал в руках свой верный асегай и приготовился к смертельной битве, определённо последней в его жизни.

Однако из взбаламученной воды появился совсем небольшой зверёк с красивым коричневым мехом. Он уселся на кучу веток и, повернувшись к аманату, сказал

– Доброго утра тебе, о великий воин.

Охотник некоторое время стоял, как громом поражённый. Потом он спросил

– Так ты и есть Хуба-Хуба?

– Да, – ответил зверёк.

– И это ты построил это гнездо и эту плотину и перекусал много деревьев в лесу?

– Да, – ответил зверёк. - Только то, что ты зовёшь гнездом, на самом деле называется напа. В ней я живу вместе со всей своей семьёй.

Аманату позвал из леса остальных охотников, велел им собрать своё оружие, а после поклониться Хуба-Хуба и поблагодарить его за урок. Потом он сказал им: "Поменьше слушайте, что болтает старый змей Шаматри-Вартуши, напившись чужого сакава". И пристыженные охотники поплелись за аманату в деревню. Они шли, опустив глаза к земле и стараясь не смотреть друг на друга. Уж теперь-то они на всю жизнь запомнили маленького весёлого Хуба-Хуба, того, что живёт в напу вместе со всем своим семейством.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

аманату – старший в группе охотников.

сакава – тонизирующий напиток, очевидно, банановое пиво. Лучше всего сакава хранится в бутылях, сделанных из высушенных тыкв.

асегай – особого вида дротик.

напа – хатка бобра.

Глава 22 

СТРАУС

Воистину, СТРАУС – одно из удивительнейших творений. Являясь по сути своей птицей, т.е. прямым подданным ГУСЯ, он, тем не менее, не умеет летать и бегает по земной тверди подобно всем тем, кем повелевает ЁЖ. Таких исключений весьма немного, и при желании их легко можно было бы перечислить, для краткости упомянем лишь ПИНГВИНА и ЛЕТУЧУЮ МЫШЬ.

Более всего СТРАУС, конечно же, известен своими оригинальными философскими воззрениями. Не вдаваясь в подробности, описание коих заняло бы множество томов, исписанных мелким почерком, представим философскую концепцию страуса кратко: всё то, чего мы не ощущаем, не существует. Таким образом, единственный способ избавиться от тягот жизней следующий: совершенствуя свой дух и ещё более высокие тела, можно достичь состояния, в котором контроль над всеми низшими телами (от которых и исходят ощущения) становится всеобъемлющим, и перейти таким образом в высшее состояние, в котором реальны лишь иллюзии, фантазии и мысли. Так можно завершить бесконечный цикл перерождений низших тел и перейти в следующий цикл перерождений тел более высокого уровня, т.е. открыть следующую ступень развития.

Согласно концепции СТРАУСА, можно вовлекать в процесс развития тела всё более и более высокого уровня, совершенствуя их, и отбрасывать уже ненужные низшие тела, начиная, разумеется, с тела материального (т.е. плотного), и постепенно достигать всё большей степени совершенства.

Однако, даже наличие столь развитой философской системы не даёт СТРАУСУ полной уверенности в том, что он не попадёт на ужин к какому-нибудь непродвинутому ЛЬВУ, чья философская система развита куда как более слабо, или не останется без роскошных белых перьев, коими туземки украшают свои причёски и наряды, дабы усладить ненасытные взоры туземцев-мужчин и доставить им тем самым, так сказать, низменное удовольствие.

Глава 23 

ПТИЦА КИВИ

Рассказывают также, что далеко в океане есть остров, на котором живут диковинные птицы КИВИ. Они не умеют летать и только бегают на длинных ногах. Кроме того, эти птицы абсолютно слепы и ищут добычу по запаху при помощи длинного клюва. Охотятся КИВИ только в ночной тьме, днём же спят в пещерах.

Глава 24 

ЦАПЛЯ

Как правило, цапля неторопливо и важно разгуливает по болоту.

Глава 25 

КРАБЫ И ЛЬВЫ

ЛЬВЫ не отличаются особым умом. Частенько ЛЕВ, попав на берег океана, туда где живут КРАБЫ, принимается охотиться на них. КРАБЫ вылезают на берег за КОКОСАМИ, и ЛЕВ считает это время самым подходящим чтобы проглотить КРАБА. Однако, даже маленькие КРАБЫ обладают лучшей реакцией и успевают пребольно цапнуть ЛЬВА за нос, когда его морда оказывается слишком уж близко. ЛЕВ отскакивает, но не бросает своего бесполезного занятия. ЛЬВУ никогда не удаётся полакомиться КРАБОМ. Всё чего он может достичь, это немилосердно истерзанный нос. Отсюда пошла и пословица “Не суй свой нос куда не надо”.

Глава 26 

ЖАБЫ И ЛЯГУШКИ

ЖАБЫ и ЛЯГУШКИ – родственники КРОКОДИЛА. Живут они преимущественно в болотах. ЖАБ и ЛЯГУШЕК очень легко отличить друг от друга. ЛЯГУШКИ – маленькие зелёненькие гладкие и симпатичные. ЖАБЫ – большие бурые бородавчатые и противные. Тем не менее, ЖАБЫ и ЛЯГУШКИ – близкие родственники. Говорят, что ежели ГОЛОВАСТИКА ЖАБЫ воспитывают ЛЯГУШКИ, то он вырастает ЛЯГУШКОЙ, и наоборот, ежели ГОЛОВАСТИКА ЛЯГУШКИ воспитывают ЖАБЫ, то из него вырастает ЖАБА.

Среди ЛЯГУШЕК и ЖАБ встречаются и огнедышащие. Они гордо считают себя самыми близкими родственниками ДРАКОНОВ. Однако, есть подозрение, что способность к изрыганию огня у них возникает из-за постоянного вдыхания горючего болотного газа. Газ накапливается в теле амфибий в таких количествах, что даже будучи вынесенными из болота они сохраняют способность к огнедышанию очень долгое время.

Рассказывают, что однажды один великий стрелок из лука попал стрелой в болото, в котором жили ЛЯГУШКИ. Как и у всякого великого стрелка из лука, у него была только одна стрела, поэтому ему необходимо было её найти. К великому сожалению, проходивший мимо злой колдун, увидев это, превратил всех ЛЯГУШЕК в болоте в ЖАБ. Одна из этих ЖАБ и задушила незадачливого стрелка. Согласно другой версии, для того, чтобы рассеять колдовство, стрелку пришлось поцеловать каждую из ЖАБ в болоте. Согласно же третьей версии стрелку пришлось поцеловать лишь одну ЖАБУ, ту, которая поймала стрелу. Однако финал и в этом случае оказался печален. ЖАБА превратилась в принцессу и на радостях задушила изумлённого стрелка в объятьях.

Глава 27 

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ.

Верования различных племён сильно зависят от их географического положения.

Народы, живущие на севере, там где холодно, почитают ГУСЯ за доброго бога СОЛНЦА, а ЕЖА за злого бога зимы. По их представлениям долгими зимними ночами ЁЖ подстерегает заблудившихся в снегах путников и закалывает их насмерть своими ледяными иглами. Каждую весну великий бог ГУСЬ своим грозным гоготаньем прогоняет злого бога холода и ночи – ЕЖА. Людей, поклоняющихся ГУСЮ, называют ГУСИТАМИ, а их религию ГУСИЗМОМ.

Согласно верованиям племён, живущих в южных пустынях, ЁЖ – добрый бог ночной прохлады, а ГУСЬ – злой бог жары и засухи. В жаркий полдень безжалостный ГУСЬ раскаляет своим сиянием дюны и выпивает души из заблудившихся в песках и истративших всю воду путников. Каждый вечер великий бог ночи ЁЖ своим грозным фырканьем прогоняет безжалостного бога солнца – ГУСЯ и приносит раскалённым пескам долгожданную ночную прохладу. Поклоняющихся ЕЖУ называют ЕЖИТАМИ, а их религию ЕЖИЗМОМ.

У всех народов на праздниках танцуют ритуальные танцы, главными действующими лицами в которых являются люди, одетые ЕЖОМ и ГУСЁМ. В танце в стилизованной форме выражается отношение народа к соответствующему богу.

Богам поклоняются и приносят жертвы, чтобы умилостивить. Существуют не только отдельные люди – чернокнижники, которые намеренно поклоняются злым богам, но даже целые племена. Например Зурамби (“Чёрные Гуси Пустыни”) в пустыне Касаркхан на юге и Гуксгургиль (“Ледяные Ежи”) вблизи горы Цугуцпиш на севере. Обычно такие племена отличаются особой агрессивностью и воинственностью, хотя и не всегда. Пример – племя магов Шуршухх (“Сумрачные Ежиные Тени”). Они не нападают открыто на соседей, но мало кому удавалось вернуться живым из их земель. Обряды и жертвоприношения в таких племенах кровавы и ужасны.

Нередки и войны на религиозной почве между племенами, поклоняющимися разным богам или по-разному поклоняющимися одному и тому же богу. Наиболее известны так называемые “Первые” и “Вторые Гуситские Войны” развязанные ГУСИТАМИ против ЕЖИТОВ.

Глава 28 

ОХОТА НА МУРАВЬЕДА

Очень интересной и опасной считается охота на МУРАВЬЕДА. Такова уж была воля ТВОРЦА, что МУРАВЬЕД обладает необычайной силой и ловкостью, а также быстротой и выносливостью в беге. Кроме того, МУРАВЬЕД необычайно искушён и ловок в искусстве лазания по деревьям. Невозможно охотиться на МУРАВЬЕДА не имея своры специально обученных и подготовленных СОБАК. (Не следует конечно же забывать и о рыболовной сети.) Ежели ваши СОБАКИ достаточно хороши, они смогут преследовать МУРАВЬЕДА, пока он не устанет. СОБАКИ должны также быть достаточно умны, чтобы не броситься на МУРАВЬЕДА и не разъярить его, а лишь загнать и лаем показать охотнику куда следует бежать.

Загнанного на дерево или скалу МУРАВЬЕДА следует ублажать долгими и скучными сказками и историями. Ни в коем случае нельзя читать их по бумажке, так как во время рассказа необходимо всё время смотреть МУРАВЬЕДУ в глаза, иначе он не будет слушать. Сказки и истории следует либо выучивать наизусть, либо выдумывать по ходу дела. Сказки не должны повторяться, и в них ни должно быть ни слова о еде.

Ежели у вас хватит терпения и фантазии, то в конце концов МУРАВЬЕД начнёт зевать и заснёт прямо на дереве. Тут-то его и надо обмотать в двенадцать слоёв рыболовной сетью. Обычная продолжительность сна МУРАВЬЕДА в таких случаях около трёх суток.

Ни в коем случае не следует слушать сказок и историй, которые будет пытаться рассказывать МУРАВЬЕД в ответ на ваши, иначе вы заснёте сами и МУРАВЬЕД убежит. Для новичков допустимо заткнуть предварительно уши ватой, однако это считается крайне дурным тоном среди профессионалов.

Список книг со скучными сказками, которые следует выучить, можно найти в любом мало-мальски стоящем руководстве по охоте на МУРАВЬЕДА. Обычно в каждой из книг приводится ровно двенадцать сказок.

Глава 29 

ЛИК СВЯТЫХ

Существа, особо проявившие себя в ЭТОЙ ЖИЗНИ могут быть причислены к ЛИКУ СВЯТЫХ. Это означает гарантированное продвижение на ступень выше в следующей инкарнации и приобретение каких-либо сверхспособностей в этой. Как ни странно, большинство людей, сперва достигших святости, после использовали свои дары для того, чтобы поучать остальных людей. Может быть именно из‑за этого святые ныне столь редки. Каждый новоявленный святой немедленно начинал с того, что искал приверженцев, основывал догматическое учение, ставящее его более или менее скромную персону во главу угла, а после приступал к увековечиванию своего образа. Святые предпочитали, чтобы их изображали в виде скульптур и картин, хотя и не гнушались стать главными героями каких-нибудь эпических литературных произведений вроде эпосов, мифов, легенд или сказок. Весьма любопытно отметить, что особенно почетно для святого было запечатлеть свой образ не в гордом и достойном святого одиночестве, а верхом на каком-нибудь животном. Чего только не выдумывали находчивые святые. Повсюду можно найти портреты и скульптуры святых верхом на слонах, крокодилах, львах, тиграх, змеях, рыбах и даже жабах и лягушках. Иногда даже встречаются изображения святых верхом на ГУСЯХ, однако никто никогда не видел портрета святого, сидящего на ЕЖЕ.

О том, как святой Никогда совершил кругосветное путешествие.

(из притч о святом Никогда)

Рассказывают, что однажды святой Никогда решил покинуть столь близкий его сердцу монастырь высоко в Гималайских горах, где он был окружён многочисленными учениками и последователями, припадающими к его стопам как к источнику высшей мудрости, оставить мирную и спокойную жизнь, посвящённую высшему служению, и отправиться в далёкое путешествие по Поднебесному Миру, дабы распространить благодать и мудрость, снизошедшие на него. Долго зрел замысел в сердце святого и, наконец, в восемнадцатую ночь месяца Яньяся во время третьей стражи после длительной медитации он достиг просветления и открылось ему, что, когда созреет в нём решимость, следует ему оставить свой кров, своих учеников и последователей и, не взяв с собой ничего лишнего, налегке, отправиться и обойти весь Поднебесный Мир, дабы нести мудрость и сеять её семена повсюду, а также постигать мудрость, в мире рассеянную и собирать плоды её, где только это возможно. И вот, святой Никогда записал открывшееся ему на пергаменте и тайно под покровом ночи покинул монастырь, ибо знал, что прощание будет тяжело для любящих его всей душой учеников. Никто не видел, как выходил он из монастырских ворот необременённый поклажей, ибо велика была его мудрость. Дошел святой Никогда до развилки дорог и задумался, по какой из них идти ему. Сел он на лежащий у развилки камень и погрузился в медитацию, дабы не допустить ошибки в решении столь важного вопроса. Оказалось же, что святой Никогда сел вовсе не на камень, а на панцирь самой великой Черепахи, имя которой Хим. И вот, рассвет застал ползущую черепаху и погружённого в медитацию святого, и тут открылось ему, что не столь важно, по какой дороге он направит стопы свои, ежели эти дороги ведут в верном направлении. Подивился святой открывшейся ему мудрости и продолжил медитацию, дабы узнать, какое из направлений верное. И вот, полдень застал черепаху и сидящего на спине её святого, и тут открылось ему, что любое направление подходит, ежели ведёт оно к назначенному месту. Ещё более подивился святой и продолжил медитацию, дабы узнать как отличить назначенное место. И вот, вечерняя заря застала совершающую своё вечное путешествие черепаху, имя которой Хим, и сидящего на панцире её святого, погруженного в медитацию, и тут открылось ему, что любое место назначено, ежели угодно это Высшему Владыке. Подивился святой Никогда мудрости, открывшейся ему, и продолжил медитацию. И вот, полночь застала бредущую по землям и странам Поднебесного Мира великую черепаху, имя которой Хим, и скромного святого, примостившегося на спине её, и тут открылось ему, что никто не избегнет судьбы своей, и ежели назначено ему совершить путешествие по всем странам Поднебесного Мира дабы сеять и сбирать семена мудрости, то совершит он его даже не сходя со своего места. Подивился озарившей его мудрости святой Никогда, как никогда ещё не дивился в своей жизни. Тут одолела его великая тоска, и понял он, что время пришло завершить его долгое и тяжкое путешествие и вернуться туда, где ждут его ученики и последователи, дабы передать им всю ту великую мудрость, что открылась ему в многотрудном и невиданном доселе путешествии. Тут открыл глаза святой Никогда и увидел, что оказался он вновь у перекрёстка дорог, слез он с панциря великой черепахи, имя которой Хим, повернулся обратно и достиг в скором времени монастыря, где был встречен своими учениками и последователями. Так было завершено его небывалое путешествие. Множество книг было написано, дабы вместить хотя бы малую часть мудрости, которую собрал он, а ведь мудрость, как алмаз, брошенный в воду – далеко расходятся круги. Кроме того в память об этом путешествии был увековечен святой Никогда сидящим в медитации на панцире великой черепахи, имя которой Хим, во множестве скульптур, дабы служило это назиданием всем, кто поучается.